Гостевая книга

Олег Ведмедь

Уважаемый Игорь, здравствуйте! Огромное Вам спасибо за информацию. Если есть возможность, пожалуйста, пришлите на эл. адрес копию реестра братских и индивидуальных могил по селу Очеретово и копию научной статьи о захоронении в Очеретово. Спасибо. С уважением, Олег Ведмедь.

Игорь Поддубный

Уважаемая Елена! /г. Саратов/
В печатном издании «Книга Памяти Украины. Харьковская область», том 18, страница 304, есть запись: «Еноткин (Еночкин) Александр Афанасьевич, 1917. Рядовой. Погиб 15.08.1943. Похоронен: возле СПТУ-52, г. Дергачи». Смотрим учетную карточку данного захоронения http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84011331&page=4. В ней в списках похороненных есть Ваш дед, но записан как Еночкин. Вот фотография памятника данной братской могилы http://www.pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=7649. Здесь, к сожалению, нет фотографии плиты с именами. Но, учитывая, что имя есть в учетной карточке, то, вероятнее всего, есть оно и на памятнике. Из донесения о безвозвратных потерях 84 стрелковой дивизии следует, что Ваш дед воевал в 74-м артполке 84 стрелковой дивизии http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2534640&page=4. А из наградных документов этой же дивизии становится известным, что за участие в боях он был награжден медалью «За отвагу» http://www.podvignaroda.ru/?#id=45497977&tab=navDetailDocument.

Игорь Поддубный

Уважаемая Тамара! /г. Пугачев Саратовской обл./
Согласно реестра братских и индивидуальных могил на территории Харьковской области в селе Андреевка Изюмского района нет захоронений времен войны. Воины, погибшие в боях за это село, похоронены в селах Придонецкое, Донецкое, Заводы и Петрополье. Но, к сожалению, в списках воинов, похороненных в этих селах, а также в других на территории Изюмского района Харьковской области, нет имени Вашего деда Прохорова Филиппа Григорьевича. Пожалуй, наибольшее количество воинов из Андреевки было перезахоронено в Петрополье, в том числе и однополчанин Вашего деда – Васильев Сергей Павлович http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83979456&page=6.

Игорь Поддубный

Уважаемая Сауле Ладыгина! /г. Магнитогорск/
Село Большая Яремовка уже давно не существует. Сейчас это село Яремовка. Согласно реестра братских и индивидуальных могил на территории Харьковской области в Яремовке одна братская могила http://memorial.kharkov.ua/Yaremovka. В учетной карточке захоронения указано, что в ней покоятся 1754 воина из числа которых 1604 имен известны. Воины, погибшие в селе Большая Яремовка похоронены в Яремовке. Но в списках воинов, похороненных как в селе Яремовка, так и на территории всего Изюмского района, нет имени Вашего деда АРЗАКУЛОВА НИГМАТА АБДУЛИМОВИЧА. Не удалось найти сведения о нем и в донесении о безвозвратных потерях 56 мсбр. Поиски привели к двум записям в Книге Памяти Челябинской области: об Арзакулове Нигмате Абдулимовиче, погибшем в Гомельской области, и Арзамасове Степане Александровиче – воине 56 мсбр, погибшем в Большой Яремовке http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=409338216. Если указанные Вами данные верны, то, возможно, Ваш дед относится к числу воинов похороненных в Яремовке, чьи имена на момент составления списков погибших были неизвестны.

Игорь Поддубный

Уважаемая Оксана! /г. Чугуев/
В электронной Книге Памяти нет имени Вашего деда потому, что когда мы создавали базу имен, работа над которой продолжается и предстоит еще долгая, в нее вносились имена, которые есть на памятниках. Поисковая система сайта устроена так, чтобы введя имя в поисковую графу, в случае его наличия, по имени можно было перейти к соответствующему памятнику, на котором оно внесено. Фотографии захоронения в Соколово у нас еще не добавлены в Змиевской район, поэтому и имена вносить некуда. А вот копию страницы из печатной Книги Памяти, как и обещали, мы на днях отправим Вам по электронной почте.

Игорь Поддубный

Уважаемая Татьяна Гришаева! /г. Красноярск/
Вы, видимо, видели запись в Книге Памяти Красноярского края http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406565514. Но существует еще донесение полевого управления 57 армии, в котором есть сведения о Вашем деде, только фамилия значится как Забарцев http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53330169&page=12. Здесь указан и полк, в котором он служил, и дата ранения, и точное место захоронения – село Васищево Харьковской области. Пгт Васищево находится в Харьковском районе Харьковской области. Есть в этом населенном пункте и братская могила советских воинов http://memorial.kharkov.ua/Vasishevo. Согласно учетной карточки захоронения там покоятся около трех тысяч воинов, из числа которых только 215 (!) имен известны http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83958206. К сожалению, в этих списках нет имени Вашего деда Заборцева Якова Андреевича. Однако есть наградной лист, в котором описан его подвиг, совершенный в боях под Харьковом http://www.podvignaroda.ru/?#id=21874148&tab=navDetailDocument.

Игорь Поддубный

Уважаемый Олег Ведмедь! /г. Челябинск/
Давайте начнем все с начала. Согласно реестра братских и индивидуальных могил на территории Харьковской области в братской могиле села Очеретово Валковского района похоронены 74 воина. В учетной карточке захоронения эта цифра – 9 и все имена известны http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84043173&page=3. Хотя на памятнике можно видеть 14 имен http://memorial.kharkov.ua/Ocheretovo. В «Книге учета военных кладбищ, братских и индивидуальных могил погибших военнослужащих и партизан в период ВОВ 1941-1945 гг. по Харьковской области на 1950 год» села Очеретово в Валковском районе нет. Но встречается оно в списках соседнего Коломакского района. В этой Книге указано, что похоронены 8 воинов: старший лейтенант Ситник (именно так и без инициалов) и 7 неизвестных бойцов. Данные о Лебедеве и Болдыреве нам так же не удалось найти. У коллег из Областного центра охраны культурного наследия есть научные статьи о захоронениях в области. Так вот, в статье об Очеретово указано, что похоронены 74 воина из состава 280 и 242-й дивизий. О 233-й стрелковой дивизии, в составе которой воевал Ситников не сказано. Но, исходя из собственного поискового опыта, могу сказать, что в статьях и паспортах могил часто указаны не все соединения. В отношении сел Беззаботовка и Очеретино Вы правы. Оба села находятся в Александровском районе Донецкой области. Воинов 23 омсбр внесли на памятник в Очеретово Валковского района явно ошибочно. Увы, но подобные ошибки неединичны. И более того: даже навскидку могу назвать 3-4 Героев Советского Союза, которые, не имея отношения к Харьковской области, значатся похороненными у нас. По поводу боев в данном районе в конце февраля 1942-го не могу сейчас ответить.

Игорь Поддубный

Уважаемая Екатерина! /Московская обл., г. Балашиха/
На территории Харьковской области есть село Борки в Змиевском районе и пгт Борки в Нововодолажском. Находятся они в нескольких километрах друг от друга http://goo.gl/LT1rFn. Согласно хроники освобождения Змиевщины 52-я стрелковая дивизия вела бои на территории района, но село Борки было освобождено 8 сентября 1943 года. Стали искать Вашего деда в братской могиле Нововодолажского района и нашли. Помогла запись в печатном издании «Книга Памяти Украины. Харьковская область», том 20, страница 199: «Чуриков Николай Тимофеевич, 1924. Рядовой. Погиб 13.09.1943. Похоронен: пгт Борки Нововодолажского района Харьковской области». Смотрим в список учетной карточки захоронения в этом селе – записан так же http://graves.code.ua/soldier/ccc220000000655?page=4, http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83953721. Дальше – фотографии памятника в пгт Борки http://goo.gl/twBXEW. Но на памятнике он его фамилия уже указана верно – Чурилов И. Т. Ну и чтобы Вас совсем уже порадовать – вот ссылка на документы о награждении Вашего деда медалью «За боевые заслуги» http://www.podvignaroda.ru/?#id=21017265&tab=navDetailDocument.

Игорь Поддубный

Уважаемая Татьяна! /г. Волгоград/
Я так понимаю, речь идет о воине Ливенцеве Николае Ивановиче http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2377847. Но есть один воин, место рождения которого совпадет с местом рождения Вашего дяди. На всякий случай просмотрите ссылки, обращая внимания на год рождения и имена родственников http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4440034, http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4799747, http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6459039. Говоря о Балаклейском районе выходит следующее. Село Мало-Морозовка ни в справочнике административно-территориального деления Харьковской области по состоянию на 1939 год, ни в «Книге учета военных кладбищ, братских и индивидуальных могил погибших военнослужащих и партизан в период ВОВ 1941–1945 гг. по Харьковской области на 1950 год» не встречается. На сегодняшний день в Балаклейском районе существует село Морозовка. В этом селе есть братская могила советских воинов http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83942863. Как указано в учетной карточке захоронения из числа 415 воинов только 187 имен известны. Из списка воинов http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2377770&page=8 (для проверки были взяты имена с 1 по 8) только Шацких А. М. есть на памятнике http://memorial.kharkov.ua/Morozovka. Вероятно, Ваш дед и другие его однополчане относятся к воинам, чьи имена не были известны и не увековечены на памятнике.

Игорь Поддубный

Уважаемая Алсу! /с Верхазовка Дергачевский район/
О Вашем прадедушке удалось найти только две записи. Первая – в донесении Дергачевского РВК Саратовской области http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=58606078&page=4. Вторая – в Книге Памяти Саратовской области http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=405212709. Но по ним определить место гибели и захоронения Гафурова Ахмета Мутыевича, к сожалению, не представляется возможным. Чтобы продолжать поиски – надо знать место службы – воинскую часть, в которой он служил. Напишите письменный запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, а также поинтересуйтесь у родственников, сохранились ли письма с фронта, на них должен быть указан номер полевой почты или полевой почтовой станции.

Игорь Поддубный

Уважаемая Оксана! /г. Владивосток/
В «Книге учета военных кладбищ, братских и индивидуальных могил погибших военнослужащих и партизан в период ВОВ 1941–1945 гг. по Харьковской области на 1950 год» указано, что в селе Терновая Волчанского района было много небольших братских могил. В послевоенные годы это село перешло в состав Старосалтовского района, а позже – Харьковского. Сейчас согласно реестра братских и индивидуальных могил на территории Харьковской области в селе Терновая Харьковского района одна братская могила http://memorial.kharkov.ua/Ternovaya. Но, к сожалению, в списках воинов, похороненных в ней, нет имени Вашего родственника Баль Николая Григорьевича. Нет и других воинов, умерших в то же время в ПГ 4344 за исключением Смирнова И. М. (для проверки были взяты ФИО из донесения под номерами 48-56) http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62373940&page=30. На новой плите, установленной позже остальных, уже можно видеть имя Удадовой Р. А. (под номером 26 в донесении). Посмотрите этот наградной лист http://www.podvignaroda.ru/?#id=18041459&tab=navDetailDocument. Возможно, он относится к Вашему родственнику. Обратите внимание на год рождения и место призыва, указанные в наградном листе.

Игорь Поддубный

Уважаемая Татьяна Козлова! /г. Самара/
В «Книге учета военных кладбищ, братских и индивидуальных могил погибших военнослужащих и партизан в период ВОВ 1941-1945 гг. по Харьковской области на 1950 год» указано, что в хуторе Александровка Петровского сельсовета Балаклейского района Харьковской области была три захоронения времен войны. В одном из них были похоронены трое неизвестных воинов. Вполне возможно, что это Ваш дед – Козлов Александр Фролович и его однополчане – Усенок и Негонов http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2250545&page=5. Как правильно заметил поисковик Владимир, младший лейтенант Усенок Василий Трофимович похоронен в братской могиле села Яворское Балаклейского района. Также в списках есть и Негонов Иван Федулович, но значится он Нечанов http://graves.code.ua/soldier/ccc220000000223. Оба эти воина есть на памятнике в Яворском. Но, к сожалению, имени Вашего деда нет ни в списках, ни в «Книге Памяти Украины. Харьковская область», ни на памятнике, хотя вероятнее всего, что покоится он вместе со своими однополчанами в Яворском.

Игорь Поддубный

Уважаемая Ольга Шаталова! /г. Котовск Тамбовской обл./
Документы, которые есть на сайте обд-мемориал и в Книге Памяти Тамбовской области, Вы, наверное, видели http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=64522413, http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407072040. 86-я стрелковая дивизия, в составе которой был 169-й стрелковый полк, бои на территории Харьковской области не вела, поэтому ее боевой путь нам не известен. Есть форумы, которые конкретно исследовали его http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1627. Поэтому вряд ли сможем помочь в поиске Вашего деда Провалова Михаила Егоровича. Что касается захоронений в районе Кривого Рога, то, возможно, Вам смогут помочь криворожские поисковики, у которых есть аналогичный нашему сайт http://krivoyrog-poshuk.ho.ua/. Но хотелось бы обратить Ваше внимание, что в донесении Знаменского РВК указана точная дата – 6.12.1941 http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=64522121&page=9, а уже потом прибавили стандартные три месяца, в результате чего и получился март 1942-го.

Игорь Поддубный

Уважаемый Василий! /Хмельницкая обл./
Для начала нужно выяснить: один ли боец был с таким ФИО. Внимательно посмотрите донесение о безвозвратных потерях Юго-Западного фронта http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50122778&page=37 и http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9114534. Совпадает ли место рождения, год рождения (!), имя отца. Обратите внимание, что этот воин – лейтенант. То есть на момент гибели ему был 21 год и он уже имел военное образование. В печатном издании «Книга Памяти Украины. Харьковская область», том 18, страница 118, есть о нем запись: «Ковбасюк Степан Дмитриевич, 1921. Лейтенант. Погиб 26.03.1942. Похоронен: село Варваровка Волчанского района Харьковской области». Есть он и в списках погибших в селе Варваровка на нашем сайте http://memorial.kharkov.ua/Varvarovka.
Но был и другой воин, награжденный орденом Славы http://www.podvignaroda.ru/?#id=44271012&tab=navDetailManAward. Отличается и год рождения, и год призыва, и звание. В наградном листе указано, что данный воин был дважды подряд ранен, но о том, что он был награжден посмертно отметки нет, поэтому непонятно, остался ли он жив после войны. Вам, чтобы разобраться, нужно точно знать личные данные Вашего деда, тогда можно будет определить судьбу Вашего деда. А похоронка могла прийти в Вашу семью ошибочно, ну, или, наоборот.

Игорь Поддубный

Уважаемая Татьяна! /Краснодарский край/
Не только в Книге Памяти Днепропетровской области, но и в Книге Памяти Краснодарского края есть запись о Вашем деде http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=410726132. Здесь указан район – Старосалтовский. Этот район уже давно не существует. Села, входившие в его состав, преимущественно, вошли в Волчанский район, Великобабчанский сельсовет – в Чугуевский, и, возможно, пара сел в Харьковский. В списках вышеперечисленных районов, к сожалению, нет имени Вашего ИНКАВЦОВА Анисима Тимофеевича. Бои на Старосалтовском плацдарме в этот период были очень ожесточенными, имена многих воинов до сих пор не установлены и не увековечены. Учитывая, что Вы проживаете в Краснодарском крае и в местной Книге Памяти есть более подробная запись, то для начала советую Вам обратиться в Краснодарскую редакцию Книги Памяти. Возможно, в учетной карточке воина было указано и населенный пункт. Часто в книги непонятные наименования сел, которые отсутствовали в более современных справочниках, не вносили. Кроме того, там должен быть указан источник, из которого были взяты сведения, например, документы военкомата, которым воин был призван. Если там Вам помочь не смогут, тогда напишите в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Если удастся узнать названия села – напишите нам повторно, ведь многие населенные пункты Волчанского района были переименованы, перешли в другие районы или уже не существуют. Кроме того, место службы – номер дивизии или другой воинской части тоже помогут в дальнейшем поиске.

Игорь Поддубный

Уважаемый Сергей! /г. Алексеевка Белгородской обл./
Согласно донесению о безвозвратных потерях 180-й стрелковой дивизии Ваш дед погиб на территории совхоза Фрунзе Харьковского района http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52545481&page=8. В печатном издании «Книга Памяти Украины. Харьковская область», том 20, страница 313, есть запись: «Борона (Борока) Тимофей Федорович, 1910. Ефрейтор. Погиб 13.02.1943. Похоронен: пгт Кулиничи Харьковского района Харьковской области». Но внесен он на памятник братской могилы в поселке Фрунзе Харьковского района http://memorial.kharkov.ua/Frunze (смотрите фото номер 6). В учетной карточке захоронения в поселке Фрунзе его имя также есть, только записан он как Борока http://graves.code.ua/soldier/ccc220000000169.

Владимир

Мой дед, гвардии мл.лейтенант Жереб Иван Маркович, 1918г.р.,(20гв.стр.дивизия,командир взвода противотанковых ружей)погиб при обстреле вражеской артилерии 19.07.1943г. и первичное место захоронения(согласно сводке о погибших) - Украинская ССР, Харьковская обл., Изюмский р-н, д. Средний, северо-восточная окраина. Помогите найти место захоронения и сохранились ли какие-то сведения о нем, т.к. на карте его нет, может переименован населенный пункт...Заранее благодарю.

Билалов

здравствуйте!
ищу могилу участника вов Гвоздева Ильи Михайловича, умер в октябре 1943 году в харькове эвакуационном госпитале 1392 похоронен в харькове, но название кладбища не возможно прочитать (краснозав или краснозив)

Билалов Ильгиз.

Кристина

Добрый день, уважаемый Игорь! Помогите, пожалуйста, узнать судьбу моего пропавшего без вести прадеда! Единственное, что я знаю: Голый Евгений Владимирович, 1896 г. р., г. Нежин, Черниговская область, техник-интендант 1 ранга. Пропал без вести приблизительно в августе 1941 года под Харьковом. Больше ничего не знаем, так как документ, скорее всего, не сохранился, а моя бабушка была еще слишком маленькой, чтобы запомнить хотя бы номер части. Ее мать ждала Евгения всю жизнь, до конца надеялась,что он вернется. До самой смерти у нее никого не было. Подняла сама на ноги их общих троих детей. Очень хочу, чтобы моя любимая бабушка узнала судьбу своего отца! Время бежит, кто знает, сколько у нас его еще осталось... Буду благодарна за Вашу помощь! С ув. Кристина

Субботина Людмила

Здравствуйте, уважаемый Игорь! Мой дядя Семёнов Кузьма Иванович, 1906 года рождения, уроженец дер. Походино Хмелитской волости Вяземского уезда (р-на) Смоленской области, рядовой, пропал без вести предположительно (так написано в ОБД Мемориал и в извещении родным) в марте 1943 года. Связь с ним прервалась в феврале 1943 г. (данные из Мемориала по свидетельству жены). Был призван 19 августа 1942 г. Калининским РВК г. Москвы, из сохранившихся писем 1942 г.: п/п 2467, часть 167 (в Мемориале ошибочно указана часть 176). По данным ЦАМО, эта п/п обслуживала 106 танковую бригаду (которая впоследствии стала 53 гвардейской) 12 танкового корпуса (впоследствии ставшего 6 гвардейским) 3 танковой армии Рыбалко. Из писем известно, что Кузьма был ранен 4/IX 1942 г., направлен в госпиталь (по документам ЦАМО, это госпиталь № 2179, но обращение в Архив военно-медицинских документов в Петербурге не дало результата: сведений почему-то не нашли). Из архивных документов ЦАМО: 27.09.1942 г. он был зачислен в 188 армейский запасной стрелковый полк, который потом был преобразован в 4 отдельный запасной стрелковый батальон, откуда 16.10.1942 г. был направлен в 106 танковую бригаду, и 4.11.1942 г. сообщил в письме к родителям свой воинский адрес. В результате работы в ЦАМО с документами 106 танковой бригады и 12 танкового корпуса установлено, что бригада в начале марта 1943 г. в боях под Харьковом в районе Шляховая попала в окружение, и все документы были сожжены 3.3.43, чтобы они не попали к врагу (в фондах имеется акт об этом), так что командование не имело возможности послать родным извещения о погибших. Из того же источника известно, что бригада, так же, как и другие части 12 корпуса, вела тяжелые бои в окружении под Харьковом и в самом городе, потом части бригады были в подчинении командира 62 гвардейской стрелковой дивизии, которая прикрывала отход частей 3 ТА. Части 106 ТБр действовали в феврале-марте 1943 г. совместно с 97 ТБр. В донесениях бригады упоминаются названия следующих населенных пунктов: Камышеватое, Мерефа, Утковка, Шляховая, Пар-Шляховая и др. Почему-то в Интернете я не нашла сведений о захоронениях в этих районах. Возможно, что мой дядя был ранен в этих боях или взят в плен. Скорее всего Семенов К.И. погиб в р-не Харькова в феврале-марте 1943 г. Помогите, пожалуйста, мне в моих поисках. Не можете ли сказать, какое подразделение 106 ТБр в 1942 г. именовалось как часть 167? Спасибо за Ваш труд!

Добавить запись

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Human test by NotCaptcha for Drupal